25 января 2024 г. член Комиссии Сергей Николаевич Комаров выступил на семинаре, посвященном вопросам миссионерского служения в социальных сетях и блогосфере.
Краткий текст доклада «Соцсети: новые возможности миссии и связанные с ними искушения» Сергей Николаевич разместил в своем телеграмм канале https://t.me/s/komarov_mission :
«Интернет подарил прекрасную возможность говорить с огромным количеством людей о Христе, не выходя из дома. Соцсети давно уже используются церковными проповедниками как «сети миссионерские». В них создаются образовательные христианские платформы, проводятся эфиры, обсуждаются вопросы веры в постах и комментариях, и тд.
Но есть и обратная сторона церковных медиа.
Блогосфера живет по своим законам, далеким от евангельской этики, и мы неизбежно принимаем в какой-то мере эти законы, когда ведем свои блоги. Это не может не тревожить.
Так, деятельность светских СМИ во многом основывается на разжигании страстей. Но и мы порой занимаемся тем же. Например, когда кидаем холиварный пост и наблюдаем, как люди грызутся между собой в комментариях. С блогерской точки зрения это выгодно, это хайп, который будет иметь резонанс. С христианской же точки зрения – грех. Мы разожгли людей, стравили, использовали их страсти для своего победоносного вхождения в топ. Это уже не миссия, а ее противоположность.
Чем еще занимаются современные СМИ? Развлекают. Весь мир сегодня – играет. И хочет, чтобы поиграли с ним. Взрослые люди, иногда даже почтенного возраста – играют в компьютерные игры, смотрят разные шоу. Современный человек настроен на игру, и с удовольствием воспринимает игровые развлекательные моменты в том числе и в христианских блогах. Более того – если не будешь развлекать его, он отпишется. Соответственно, некоторые блогеры в изрядной степени настроены на развлекательный контент, они справедливо видят в нем приманку для большого числа подписчиков. В череду анекдотов и забавных картинок вкрапляются «серьезные» посты о вере. Но возникает вопрос, может ли христианская проповедь быть частью игрового материала и идти в одном потоке с ним?
Стоит также обратить внимание на то, что канал того или иного православного блогера зачастую превращается в подобие онлайн-секты. У подписчиков отключается критическое мышление, они уже не способны трезво относиться к словам блогера, будь то батюшка или мирянин. Любое его высказывание встречает безусловное одобрение и сопровождается бессмысленными лайками. Образование такого фан-клуба свидетельствует, что блогер не учит людей мыслить критически, он привязывает к себе и “подсаживает” на свой авторский стиль. Где во всем этом Христос, трудно сказать.
Отмечу ущербность донесения информации в соцсетях. Блогер ограничен рамками поста, на пространные поясняющие комментарии у него нет времени, личного контакта с аудиторией нет. Любой пост всегда воспринимается неоднозначно, каждый понимает в свою меру и видит что-то свое. Пояснять каждому – конца-края нет. Пояснения порождают новые вопросы… В итоге смотришь на свой пост с ворохом тревожных комментариев и думаешь: и чего я достиг этой публикацией? Есть вариант отключить комментарии, но недоумения у людей останутся, и общение блогера с народом станет еще более ущербным и ограниченным.
Погружение в мир блогосферы, ведение страниц в нескольких соцсетях отнимает массу времени и энергии, психологически издергивает. Зачастую у блогера не остается ни времени, ни сил на самое главное – молитву, вдумчивое чтение Евангелия и святых отцов. Разрушаются и внешние и внутренние условия для нормальной духовной жизни. Что же может православный блогер дать своей аудитории, если у него самого нет в жизни самого главного? За интернет-активность он расплачивается опустошением своей души…
Неоднократно было замечено, что интернет рассеивает внимание, уничтожает навык чтения серьезных книг, мешает концентрироваться на больших текстах. Мы воспринимаем информацию в режиме срочности. О неторопливом вдумчивом чтении не приходится даже говорить. Потому, даже если настроиться на создание серьезного материала в блогах, остается проблема его восприятия. Усвоение информации атомизируется, а сознание пользователя атрофируется. Длинные посты уже почти никто не читает. Хотя бы немного трудные – тоже. В ответ на самую обычную богословскую публикацию, которая требует некоторого размышления, люди зачастую пишут: «я не могу понять…» Потому что привыкли к примитивному игровому контенту, который быстро мелькнул, кольнул – и благополучно забылся. Так мы скоро придем к проповеди в односекундных мемах. На все остальное будут говорить: «я не могу понять…»
Здесь вообще возникает гносеологический вопрос – о соответствии информации и знания. Переизбыток информации сегодня убивает знание. Информация не равняется знанию, потому что лишается глубокого изучения. Как писал Жан Бодрийяр – информации все больше, а смысла все меньше…
Все эти вопросы вызывают беспокойство, требуют нашего общего размышления и обсуждения.»